Иркутский край: земля смелых и мастеровых!
НовостиИркутск – «середина земли», – так говорят сибиряки. Ведь он равноудалён от трёх мировых океанов: Северного ледовитого, Тихого и Индийского. Больше 130 национальностей проживает в Иркутской области. Они имеют свою культуру, свои нравы, обычаи, традиции, но все стали в известном смысле русскими. Ведь в Сибири русский народ духовно переработал и как бы сплавил в органичное целое и Восток, и Запад, сохраняя при этом духовную самобытность и обогащая все народы России. Пять веков назад огромная территория Сибири была редко населена. Для её освоения требовались люди особого типа - способные к решительным действиям, дерзкие и отважные - «пассионарии», как называл их Лев Николаевич Гумилев. Осваивая этот край везде по пути своего следования, русские создавали сеть поселений-крепостей, которые постепенно стали играть роль экономических центров территорий. Население таких острожков отличалось предприимчивостью, необычайным свободолюбием и бунтарством. Одной из таких крепостей стал Иркутский острог.
Население острога увеличивалось в основном с прибытием переселенцев и ссыльных. Главную роль играло крестьянское вольнонародное – добровольное и без помощи государства - переселение из центральных и северных губерний европейской России. Как правило, это были сильные духом, смелые, предприимчивые, мастеровые люди.
В первой половине XIX в. Иркутская земля была краем каторги и ссылки декабристов и революционеров-демократов. И нет такой области, на которую бы они не оказали влияние! Литератор Пётр Муханов бесплатно обучал крестьянских ребятишек. Он изучал местные говоры для Академического словаря и выдвинул оригинальный проект постройки обводного канала реки Ангара. Фердинанд Вольф был искусным врачом, Владимир Бечаснов научил крестьян выжимать масло из конопляных семян, сделав маслобойку. Декабристы открывали мастерские, выписывали семена, распространяли овощные культуры среди крестьян, строили парники. Первыми в Сибири стали проводить опыты по разведению фруктовых деревьев и созданию цветников. Деревья, посаженные Владимир Раевским в Олонках, сохранились до сих пор. Алексей Юшневский и Пётр Борисов обучали детей математике, естествознанию, русскому и французскому языкам, музыке, рисованию. Раевский на свои средства нанял помещение под школу, подыскал учителей. Они несли свет и знания, заступались за крестьян перед властями, изучали природу, хозяйство и историю края, учили людей мастерству использования природных богатств.
Александр Радищев, который тоже «отметился» в этих краях, писал: «Что за богатый край сия Сибирь, что за мощный край! Потребны ещё века, но когда она будет заселена, она предназначена играть большую роль в анналах мира». За 57 лет - от покорения Сибири Ермаком в 1585 г. до выхода Москвитина к Тихому океану - территория страны увеличилась на 10 млн кв. км.
При этом в отличие от испанской колонизации Америки, ни один народ Сибири и Дальнего Востока не был объявлен «дикарями» и не был уничтожен. Формирование духа сибиряков происходило в открытой ассимиляции с другими народами. Культура аборигенов обогащалась за счёт российской культуры, складывались отношения, представлявшие собой результат трансляции российского образа жизни на местную почву. И в этом единстве общего и особенного сибиряки обрели два фундаментальных качества: чувство мощного единения друг с другом («как мир, так и я») и примирительное отношением к народам-соседям — к тем, кто присоединялся исходя из своих интересов, и тем более к тем, кто считал для себя важным передать русским свои знания и традиции.
На каждой территории дух имеет свои особенности. Столетиями проживая в определённых условиях, люди начинали подстраиваться под внешние условия. Но возможно правильнее было бы сказать, что русский народ и выбрал непростые условия сибирской земли потому, что в его характере было нечто, направленное на преодоление сурового климата. Природное богатство края, благоприятные условия для реализации предприимчивости, творческие дерзания прогрессивной интеллигенции, высокий уровень образования и культуры у политических ссыльных, их свободомыслие обусловливали своеобразие духовного и культурного развития жителей Сибири. Поэтому на земле Иркутской дух имеет свою особенность: это дух мастеровых, профессионалов своего дела, предприимчивых людей, которые в суровых условиях проживания проявляют свою волю, мужество, смекалку и творческое мастерство.